Если уж представилась возможность признаться принародно, не буду тянуть: я люблю ходить в рестораны. На протяжении уже многих лет поход в ресторан заменяет мне с друзьями посиделки на кухне: конечно, список заведений, которые мы посещаем регулярно, не такой уж длинный, но только в них можно разложить локти на льняной скатерти, станцевать с барменом и даже – было и такое - получить прямо на месте ванну из шампанского (чего, признаться, никто особо не ожидал, но было весело). Справедливости ради стоит сказать, что в тех же самых местах приходится просить пепельницу, не всегда на столах горят свечи и не всегда бывает в наличии то, что указано в меню. Обобщая сейчас свой опыт общения с предприятиями общественного питания, интересно подумать вот о чем: что мы списываем на злой рок/неправильное расположение звезд/невезение, а что заставляет нас навсегда отвернуться от заведения, в котором когда-то неплохо проходило время. Иными словами, что считается обязательной нормой, а что – приятным или неприятным – дополнением к ней. Московские рестораторы наоблюдают очень интересную тенденцию: «Мишленовские рестораны прогорают. Они отслужили свое, урок, который они преподнесли человечеству, воспринят настолько, насколько это было нужно. Теперь молодые повара, работавшие у мастеров, открывают свои маленькие рестораны, где делают то же самое, только без понтов, без помпы, с гораздо меньшим количеством затрат и персонала». Иными словами, создалась прелюбопытная ситуация, когда человек ходит в ресторан не только и не столько, чтобы усладить небо – благо, профессионалов хватает и уровень, особенно, уровень заведений в одном городе и в одной ценовой категории, примерно, одинаков – сколько ощутить приятную атмосферу, послушать музыку, пообщаться. Тем более в домах все чаще появляются кухни, которые могут с точки зрения сложности функционального наполнения поспорить с ядерной боеголовкой, а книг по кулинарии издано столько, что можно при кухне открыть библиотеку. Выбор ресторана поэтому больше не определяется мечтой о сочном куске говядины или, наоборот, пророщенных зернах пшеницы, его можно свести к смешной фразе «чтобы уютно». И вот тут пришло время задаться главным вопросом: а как это - «уютно»? Что входит в это понятие? Гардероб, расположение помещений в заведении, приборы, посуда, официанты – все это составляющие многоликого ощущения комфорта и, как следствия, чувства глубокой привязанности к совпадающему с тобой месту. Но понятие нормы, образцов, традиций практически утратило сейчас в ресторанном бизнесе свою роль. Ведь творческие люди, к каковой категории, несомненно, принадлежит сегодня каждый человек, разные, а значит, разными должны стать и рестораны. Чтобы заведения оставались востребованными, они должны быть необычными, неканоническими и даже в некоторой степени неправильными. Ведь если говорить о норме, то, что она? Правильное расположение приборов относительно тарелки? Но разве это не правило этикета? Правильное расположение помещений? Но разве это не головная боль профессионального дизайнера? Вышколенный или одетый соответствующим образом персонал? Но он должен быть в любом уважающем себя заведении... В общем, как говорится, «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе...», науке неизвестно. Зато очень интересно наблюдать, как с каждым днем появляются рестораны, отправной точкой в создании которых становится безумная идея, совершенно, казалось бы, не имеющая отношения к образцам, которая, отшлифованная до блеска, становится завтрашним каноном. Для примера среди последних можно назвать рестораны Thor в Нью-Йорке и LaTerraza del Casino в Мадриде, спроектированные голландцем Марселем Вандерсом и испанцем Хайме Лионом соответственно. Ориентируясь на свои этнические корни, они оба создают совершенно разные по стилистике, но объединенные духом легкого сумасшествия и свободы интерьеры. Много белого цвета, много воздуха, бесконечное количество всяких дизайнерских побрякушек, мебель, посуда и предметы интерьера, придуманные их же головами, непонятные конструкции, которые задают тон всему пространству и одновременно не становятся центром вселенной, оставляя место загадке. Чистейший восторг, придуманный и продуманный до мелочей. Другое направление в дизайне – акцент переносится на один «ингредиент» заведения. Это может быть функция, история, цвет или какая-то деталь, которая давно уже поселилась у дизайнера в голове и не давала покоя, а иногда и смешение их всех. В этом фьюжне можно заметить куски стекла, гармонирующие с деревянными стенами и тяжелыми балками, как в работе Патрика Жуана для семейного ресторана Haeberlin в Париже, или сложную конфигурацию воплощенных в многофигурных перегородках звуковых волн, появившуюся в одном из ресторанов Бомбея. А чего стоят рестораны, в которых персонал показывает посетителям музыкальные номера, так что бедный едок чувствует себя участником мюзикла – специфическая американская забава. Или подвесные рестораны, болтающиеся на многометровой высоте, или заведения на морском дне! Ресторан в шкафу, ресторан, похожий на общественный туалет, рестораны в восточной стилистике, где блюда раскладывают на девичьих телах, рестораны в имперском стиле – вряд ли их тоже можно назвать каноническими. В любом случае, какой бы ресторан ни выбрал для себя человек, единственным каноном и мерой всех вещей в заведении может быть только он сам. | |