+8 (495) 956 37 77


+8 800 200 4000 доб.2307

(по России бесплатно)
Интерия - барные стойки Контакты:
Адрес: улица Черняховского, 5 корпус 1 125319 Москва,
Телефон:+7(495) 956-37-77, Телефон по России:+8 800 200 4000 доб.2307, Электронная почта: info@interiya.ru

Главная / Статьи / Штрихи к портрету официанта. II часть

Статьи

Штрихи к портрету официанта. II часть

showcase_11

 

Важные черты характера (что, впрочем, верно почти для любой профессии) – пунктуальность, обязательность, честность. Только такой персонал может работать без постоянного надзора, выполняя свои обязанности одинаково и сам по себе, и когда за ним наблюдает руководство.
Ну и, разумеется, никуда не деться без желания работать и стремления профессионального роста.

          Среди важных черт будущего официанта следует отметить стрессоустойчивость и наличие позитивной жизненной позиции. Некоторые другие специалисты также рекомендуют принимать на такую работу только людей, довольных жизнью – кислое выражение лица официанта, переживающего внутренний конфликт или просто не привыкшего улыбаться, вряд ли улучшит аппетит гостей.

          Выносливость также чрезмерно важна. Только представьте себе, сколько километров официант проходит за смену и сколько килограммов он за это время перетаскивает!
Многие специалисты настаивают на том, что нерационально принимать на работу официанта без какой бы то ни было подготовки. Они полагают, что официант обязан иметь специальное образование и минимальные профессиональные навыки. С другой стороны, многие рестораторы придерживаются мнения, что технику можно поставить за один месяц, куда важнее – психологическое соответствие должности. А переучить плохо обученного официанта, полагающего, что он все знает и умеет, куда труднее, чем обучить новичка.
Умение угадывать и предвосхищать пожелания – один из секретов процветающего бизнеса.
Не последнюю роль играет и привлекательная или, по крайней мере, аккуратная внешность и здоровье.Официанты, как люди, работающие с продуктами питания напрямую, должны иметь санитарные книжки, регулярно проходить обследование.

          Впрочем, при всей важности психологического портрета официанта, нельзя все же забывать и о наличии у него профессиональной подготовки. Конечно, сейчас рестораторы уже смирились с тем, что им приходится самостоятельно обучать персонал практически с нуля, потому что двух-трехмесячные курсы не могут подготовить профессионалов. И, тем не менее, наличие какого-либо опыта, знакомство с азами очень желательны.

 

          В принципе, набор обязанностей официанта зависит от комплектации ресторана персоналом. Часто обязанности по встрече гостей, выбору места для них, предложению меню, приему заказа, обслуживанию за столом, продаже вина и окончательным расчетам распределяются между разными людьми. В заведениях более низкого уровня все или почти все эти обязанности ложатся на одного человека (системы «шеф де ранг» или «постоянный официант», «два официанта»).
Независимо от количества обязанностей официант должен: разбираться в особенностях подсобного инвентаря и уметь пользоваться им; знать, по крайней мере, в общих чертах технологию приготовления блюд, их рецептуру и состав; уметь сервировать и десервировать стол как в отсутствие гостя, так и в его присутствии; грамотно проводить презентацию блюд (и напитков) и давать гостям советы по выбору блюд и их сочетаемости; подавать блюда, знать все правила их сервировки; производить расчет с клиентами.

          Подбор официантов.
Нарисованный выше портрет – это идеал. В самом деле, не так-то просто найти на небольшую зарплату выносливого, внешне привлекательного человека с хорошим характером, прекрасной памятью, дружелюбного, в меру общительного, со способностями тонкого психолога и с мечтой о карьере в ресторанном бизнесе. Однако при наличии склонностей к этой работе, а, возможно, и способностей, о которых человек не подозревает, его очень многому можно обучить.

           Так что многое в данном случае будет зависеть и от вас, человека, ищущего и подбирающего персонал, от вашего чутья и все того же умения общаться с людьми.
Начнем с того, каким путем вы ищите ваших будущих сотрудников. Здесь все зависит от класса вашего заведения, денег, которые вы готовы вкладывать как в поиск, так и в обучение персонала, а также от того, сколько человек какого квалификационного уровня вы ищите.

 

          Небольшие ресторанчики не самого высокого уровня как правило ищут «среди своих», вешают объявления на витрину либо дают объявления в Интернете или в специализированной прессе. У каждого из этих путей есть свои плюсы и минусы, и здесь необходимо быть готовым к очень большой текучести кадров и серьезной работе с ними – ведь вы берете людей ниоткуда. Более серьезные заведения нередко обращаются за помощью в специализированные агентства, однако при подборе официантов такая схема получается достаточно дорогостоящей, учитывая текучесть кадров этого уровня. Часто заведения напрямую обращаются в различные учебные заведения, которые готовят официантов.

          Таким образом, ресторан получает не только хоть как-то подготовленный персонал, но и людей, которые все-таки выбрали именно эту профессию, а не пришли работать по принципу «где бы ни работать…».
Начиная поиск кандидатов, постарайтесь как можно более четко сформулировать задачу. Информации типа: «требуется официант на посменную работу в кафе в центре города» явно недостаточно. Конечно, основную массу деталей вы будете обговаривать при встрече, но, дав более подробную характеристику заведению и характеру работы, вы сэкономите свое собственное время, автоматически отсекая ряд претендентов.

           После того, как претендент связался с вами, попросите его прислать по e-mail или по факсу резюме и, возможно, фотографию, если такая техническая возможность у вас и у него имеется. Так, вы отсечете еще ряд кандидатов (неподходящий пол, возраст, образование, цели кандидата и т.д.). Остальным можно назначить встречу.

          Подготовьтесь к интервью. Для вас оно играет большую роль, чем для претендента. Он найдет еще десятки мест, а вы собираетесь вкладывать деньги и не хотите упустить хорошего работника.